Разное

Разные тексты, статьи, что найду :)

КАРТА УСТЬЯ ЯНЫ (для тех у кого хорошая скорость и-нета) ::::: ПОИСК ЧЕРЕЗ КОСМОС ::::: НИЖНЕЯНСК В ЛИТЕРАТУРЕ ::::: ИСТОРИЯ РЕКИ
 

 

Нашел такое по истории:

В нижнее течение Яны якуты стали продвигаться из Верхоянского зимовья в середине 40-х годов XVII в. В верхоянской ясачной книге за 1645/46 г. сказано, что 16 ясачных якутов «сошли» вниз то реке Яне. В нижнеянской ясачной книге за этот год значилось свыше 30 якутов различных родов. Указанные в списках якуты вносили ясак в Нижнеянском зимовье до начала 50-х годов, т. е. до начала эпидемии оспы, от которой они все погибли. После этого перемещения якутов в низовье Яны прекратились надолго. В коице XVII-начале XVIII столетий в иизовье Яны, кроме верхоянских якутов, приходило якутское население из различных волостей Якутского острога, Жиганского и других зимовий.

Яна, река в Якутии. Длина 872 км, площадь бассейна 238 тыс. км2. Образуется при слиянии рр. Сартанг и Дулгалах, стекающих с Верхоянского хребта. После слияния река течёт в широкой и глубокой долине; от впадения Адычи долина расширяется до 10 км и более, русло разделяется на протоки. При пересечении северной оконечности хр. Кулар долина суживается, в русле - пороги; ниже Яна протекает по Яно-Индигирской низменности в очень извилистом русле и разбивается на рукава. При впадении в Янский залив моря Лаптевых образует дельту площадью 10200 км2, основные протоки её: Самадон (образующая собственную дельту), Главное русло - идёт к северу, влево от него отходит протока Правая. В бассейне Яны около 40 тыс. озёр. Питание дождевое и снеговое; за май - август проходит до 90% годового стока. Размах колебаний уровня в среднем течении 9 м, в низовье (Казачье) 11,9 м. Средний расход воды у Верхоянска 150 м3/сек, в 381 км от устья - 925 м3/сек (в устье 1000 м3/сек); наибольшие расходы соответственно: весной - 2840 и 12400 м3/сек, летом - 2300 и 13000 м3/сек. Замерзает в октябре, у Верхоянска ежегодно перемерзает на 70-110 сут; вскрывается во 2-й половине мая - 1-й половине июня. Гидроэнергетические ресурсы бассейна Яны оцениваются в 6,9 млн. квт. Главные притоки: справа - Адыча, Ольджо, Абырабыт; слева - Бытантай, Бакы. Судоходна. Основные пристани: Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, в устье - порт Нижнеянск.

10.11.2005

Василий СОЛОВЬЕВ
Депутатский.

СЛУЖБА ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ

Правоохранительные органы изо дня в день стоят на страже законных интересов человека, охраняя общественный порядок. Сотрудники Усть-Янского райотдела внутренних дел -- не исключение. Работа у них сложнее вдвойне: они несут службу за границами Полярного круга.

Совсем недавно в РОВД сменилось руководство. Начальник отдела полковник милиции Геннадий Матвеев здесь всего полгода, но опыт у него большой: за плечами два высших образования и годы службы начальником милиции общественной безопасности одного из подразделений Сунтарского РОВД.
Буквально месяц назад на должность начальника штаба назначили опытного специалиста – майора Светлану Морозову. Она и сейчас находится в эпицентре штабных разработок и оперативных мероприятий.
Почти полностью обновилась служба криминальной милиции. Это подразделение возглавляет майор Сергей Гроздев. Он сформировал дружную команду: все оперативники -- от стажера до старшего оперуполномоченного – с серьезным опытом оперативной деятельности. Об этом говорят и показатели: за десять месяцев текущего года ими раскрыто по горячим следам множество тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности.
Самая мобильная служба РОВД — ГИБДД, возглавляемая майором милиции Валерием Кагадеем. Он занят не только по основному профилю, но и общественной работой: председательствует на офицерском суде чести, помогает молодым сотрудникам. Уже десять лет главный стрелок РОВД обучает личный состав правильному обращению с оружием, руководит проведением стрельб.
В отделе не хватает двух участковых. Это, конечно, сказывается на профилактической работе, но в некоторых наслегах улуса работа участковых уполномоченных не ослабевает: в Сайылыке на страже законности стоит майор милиции Юрий Дьячковский, а в Нижнеянске -- старший сержант Сергей Филонов.
В Усть-Янском РОВД чтят преемственность поколений и милицейские традиции. Здесь сформировалась не одна семейная династия милиционеров. Семейные традиции очень крепки, когда дело касается службы, стоящей на страже законности и порядка.

=================================================================
Людмила КОРОВИНА,
представитель ОАО ЛОРП в Нижнеянске.

ПО МОРСКИМ ШИРОТАМ ДО ЯНЫ.
К 10-летию ОАО ЛОРП.

Северный завоз грузов в арктические районы Якутии всегда был одним из важных вопросов. Я хочу рассказать об особенностях работы ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" по завозу грузов на реку Яна.
В последние годы на судах ОАО ЛОРП поступает около 200 тысяч тонн грузов, в том числе каменный уголь и нефтеналив. Все это нужно доставить до пунктов назначения в короткую навигацию, 3,5-4 месяца, а арктическая и того меньше.
После того, как было образовано ОАО "Янское речное пароходство", управление его переехало в Усть-Куйгу, в Нижнеянске было образовано райуправление с грузовым районом, небольшим отстоем судов, плавучими, портальными кранами и двумя диспетчерами, возникла необходимость создания представительства ОАО ЛОРП на Яне. Суда Ленского речного пароходства обрабатывали в Нижнеянске, и нужен был контроль за этим процессом. Тем более, что на одних и тех же причалах шла выгрузка ленского флота и погрузка на янские суда.
Я работаю представителем ОАО ЛОРП в Нижнеянске восемь лет. Но до этого моя работа в Нижнеянском речном порту была связана только с перевозками грузов по Яне, а с ленским флотом, приходящим с моря, я тогда столкнулась впервые. В основном пришлось самостоятельно осваивать этот участок работы, в том числе прием и выгрузку на морском рейде большегрузных (15-20 тысяч тонн грузоподъемности) морских нефтеналивных танкеров, прибывающих на Яну по Северному морскому пути из Архангельска. Большую помощь в познании этих вопросов мне оказал диспетчер Нижнеянского речного порта Александр Леонидович Кротов. Постепенно службы исполнительной дирекции ОАО ЛОРП вопросы, связанные с работой флота на Яне, стали решать через своего представителя в Нижнеянске.
Известно, что флот Ленского речного пароходства берет груз на Яну в порту Осетрово, с Витима с перевалки, с шахты Джебарики-Хая и идет по реке Лене, Быковской протоке, затем с мыса Быковский берет прямой курс по морю на реку Яна. Прохождение морского участка, особенно от Быковского мыса до мыса Буор-Хая, нередко зависит от погоды. Здесь часто штормит с высотой волны 2-3 метра. Поэтому баржи, лихтеры, суда проекта 2188, имея ограничения по прохождению морского участка, по несколько дней стоят в ожидании погоды и проводки нашими ледоколами "Капитан Бородкин" и "Капитан Бабичев" на Быковском мысе или при выходе с реки Яна на внутреннем баре.
Арктическая навигация на Яне начинается в последней декаде июля. Первыми приходят на приемный буй внутреннего бара теплоходы типа "Сибирский" с каменным углем и "Ленанефти" с сырой нефтью. Из-за большой осадки они не могут пройти бар, поэтому, как правило, стоят там по несколько дней в ожидании западного нагонного ветра. В это время от Нижнеянска вверх по реке янские речники активно работают по завозу груза, а на внутреннем баре до середины июля еще стоят льды. По этой причине землесосы "Анабар" и "Яна" не проводят углубление, нет на баре и путевой обстановки. Внутренний бар Яны очень мелководный, постоянно замывается и требует регулярной выемки грунта. Стандартная информация, которую дают путейцы по этому участку, такова: "Глубина три метра, ширина 60 метров". Но часто это не соответствует действительности. Приемный буй стоит на минус 20 километре от 0 километра. По извилистой водной дороге, обставленной пятнадцатью буями-"сигарами", суда буквально ползут до Маяка.
Тяжелой была навигация 1996 года. Караван ленских судов долгое время не мог пройти до Нижнеянска. С помощью судов и кранов Нижнеянского речного порта перевалка груза на баржи и янский флот шла прямо в море в тяжелых арктических условиях, так как под угрозой срыва стоял северный завоз на Яну. Почти месяц находились в командировке в Нижнеянске заместитель генерального директора Ленского речного пароходства Александр Владимирович Зыков, начальник службы перевозок Анатолий Борисович Тетера. В том году первые ленские суда попали на Яну только 1 сентября. Надо отдать должное и бывшему начальнику Янского речного пароходства В.А. Черноивану, который лично на буксирах пароходства занимался проводкой флота по бару. Тогда Янское пароходство понесло большие расходы по своему флоту. Но в 1996 году судоводители и нашли другой, более подходящий проход на баре, так называемую Заманиху или прорезь. Самое мелкое место от приемного буя до третьей, четвертой сигар, где суда часто касаются дна, называют гребнем.
За навигацию в Нижнеянск с грузом приходит в среднем 50 сухогрузных и 30 нефтеналивных судов. До пятнадцати "Ленанефтей" доставляют груз с морского рейда, загружая дизельное топливо с морских танкеров из Архангельска. Это "Пермь", "Магас", "Волгоград", "А.Следзюк", "Индига" и другие. Приходили к нам и арендованные иностранные суда "Райн-Штерн", "Самбург", "Рундале".
Наши ледоколы на буксире приводят на Яну до приемного буя лихтеры и баржи с грузом, за навигацию это до 15 единиц. В 1997 году семь несамоходных судов остались на зимний отстой в Нижнеянске. Но количество зимующих судов с Лены с каждым годом снижалось. В 2003 году весь ленский флот успел до ледостава уйти до своих мест зимовки. Считаю, что это заслуга руководителей движением и эксплуатации флота Анатолия Ивановича Гудкова и Василия Ивановича Сороки.


Используются технологии uCoz